/Эксперт объяснил, почему для инвесторов важны стимулирующие тарифы

Эксперт объяснил, почему для инвесторов важны стимулирующие тарифы

«В отличие от «затраты плюс» система стимулирующего регулирования является более прогрессивной», — считает он

Внедрение стимулирующего регулирования, успешная практика его применения приведет к повышению интереса к сфере распределения и снабжения электроэнергии в Украине. Такое мнение в интервью «Українським новинам» высказал партнер департамента корпоративных финансов Deloitte в Украине Артур Огаджанян, сообщает «Главком».

«Общаясь с десятками заинтересованных зарубежных инвесторов, которые рассматривали в 2016 году возможность приобретения у государства пакетов акций шести облэнерго, мы, среди прочего, практически ото всех слышали одно и то же. Первое условие для рассмотрения вопроса о инвестиции в приобретение этих компаний — это внедренная в Украине система стимулирующего регулирования, причем не обязательно именно в этих компаниях; важен прецедент», — отметил эксперт.

По его словам, инвесторам недостаточно увидеть, что сегодня система уже внедрена, им необходимо убедиться, что стимулирующим регулированием названо то, что таковым считается в других странах, что название и суть совпадают.

Огаджанян добавил, что, в отличие от «затраты плюс» система стимулирующего регулирования, при условии ее корректного применения, является гораздо более прогрессивной.

«Во-первых, тариф формируется как сумма базовых составляющих: затраты на поддержание активов (амортизация), операционные расходы, норма прибыли, компенсация налога на прибыль. Во-вторых, тариф устанавливается на регуляторный период (в Украине первый — три года, последующие — пять лет). Таким образом, обеспечивается предсказуемость тарифа, а понятный алгоритм расчета обеспечивает его большую прозрачность, хотя в деталях расчет достаточно сложен», — подчеркнул эксперт.

Он также отметил, что, имея гарантированную сумму тарифа, компания имеет мотивацию оптимизировать свои расходы, потому что выгоды, полученные при этом — это дополнительный заработок компании.

«Снижение (оптимизация) расходов учитывается при формировании тарифа в будущем, что сдерживает его существенный рост, а в условиях невысокой инфляции теоретически может даже приводить к некоторому снижению», — считает Огаджанян.

По его словам, расходы, которые компания обязана нести в рамках инвестиционных программ — это не заработок компании, а ее обязательства развивать активы, при этом компания обязана обеспечивать качество предоставляемых услуг.

«Такая система в целом будет давать компаниям возможность привлекать кредиты в обновление активов, как минимум, через более понятный размер ожидаемых денежных поступлений в течение нескольких следующих лет», — подчеркнул эксперт.

Напомним, НКРЭКУ подготовила нормативную базу для перевода энергокомпаний на RAB-регулирование в июле 2017 года. В январе 2018 года постановление было опубликовано, что открывает возможность для перехода облэнерго на эту систему.

Стимулирующее регулирование — это механизм тарифообразования на основе долгосрочного регулирования тарифов (3,5 или 8 лет). Данный метод направлен на привлечение инвестиций для строительства и модернизации инфраструктуры сетей, передают энергоноситель (электроэнергия, тепловая энергия и т. д.), и стимулирование эффективности расходов компаний-поставщиков.