/Как правильно оценить бизнес?

Как правильно оценить бизнес?

Вопрос грамотной оценки бизнеса сегодня как никогда актуален. Ведь в условиях спада экономики страны эффективность бизнеса приравнивается к его рыночной стоимости. А собственники бизнеса «бьются» над ключевыми показателями. Кроме того, эти показатели чрезвычайно важны, если вы планируете приобрести новый или продать существующий бизнес.

Вы наверняка сталкивались с определенным «бизнес-сленгом», который часто «американизирован». Доходит до того, что в украинском и русском языках используют термины: косты (costs), фиксы (fixed assets) и др. Аналогично есть огромное количество инструментов и показателей для оценки бизнеса: P/E-ratio, стоимость предприятия (enterprise value, или EV), чистый денежный поток (free cash flow, или FCF) и др.

Этот список достаточно большой и может смутить начинающего бизнесмена без специального образования. К счастью, существуют простые и логичные правила оценки бизнеса, которые можно использовать в динамичной бизнес-среде. Вспомните о них тогда, когда будете обдумывать своё следующее денежное вложение.

Способ ведения бизнеса
Прежде всего, необходимо разобраться и понять то, каким образом бизнес привлекает (в случае со стартапами – собирается привлекать) новых клиентов. Какие при этом средства массовой коммуникации используются, какие рекламные кампании, какие тексты будут помогать в этом деле и в какую итоговую стоимость одного клиента это выльется. Эти вещи должны быть хорошо продуманы и реалистичны.

Следующее, что необходимо знать о бизнесе – это каким способом планируется удерживать привлеченных клиентов, при помощи каких дополнительных продуктов, сервисов и цен.

Нужно рассматривать оцененную стоимость каждого клиента, в зависимости от медийной и рекламной стратегии в первый и последующие годы. Также необходимо понимать продукт, почему на него есть (либо будет) спрос, и какие конкурентные преимущества имеет компания со своим продуктом.

Перспективы отрасли
Это правило такое же важное, как и первое, а может быть даже важнее. Понять отрасль часто бывает достаточно сложно. Каждая отрасль имеет собственную динамику. Ритейл, производство и оптовые продажи имеют различные бизнес-процессы и отличаются друг от друга. Внутри каждой отрасли есть секторы, которые также функционируют по-разному.

Магазины одежды и бары – это два примера ритейл-бизнесов, которые требуют разного подхода. Например, запасы – это сложный и критически важный элемент бизнеса для магазинов одежды. В то же время, это является не таким важным фактором для нормального функционирования успешного бара.