/Трехсторонние переговоры по газу: кто с кем и о чем

Трехсторонние переговоры по газу: кто с кем и о чем

Еврокомиссия пригласила Украину и Россию на трехсторонние переговоры по газу, которые должны состоятся уже в январе 2019 года.

Об этом на днях сообщил вице-президент высшего органа исполнительной власти Евросоюза Марош Шефчович в «Твиттере». Он отметил «позитивный импульс, созданный в июле» на предыдущем раунде переговоров в Берлине. Тогда стороны обсуждали транзит российского газа через территорию Украины после 2019 года и смогли достичь договоренности о разработке графика дальнейших встреч. Срочность проведения переговоров о транзите объясняется тем, что действующий контракт на прокачку российского газа через украинскую ГТС истекает в конце 2019 года и европейские потребители крайне нервничают – контракты есть, а гарантий транзита нет. Ситуация усложняется не только фактом продолжающейся агрессии России против Украины, но и судебными тяжбами «Нафтогаза» и «Газпрома», в которых пока побеждает «Нафтогаз», а также выборами – президентскими и парламентскими в Украине, и в Европейский парламент – в ЕС. Трудно представить себе более запутанную политическую ситуацию для коммерческих переговоров.

В национальных интересах Украины сохранить транзит. Именно поэтому политика России заключается в том, чтобы обойти Украину с юга – через «Турецкий поток» и с севера – через «Северный поток-2», тем самым оставив украинскую ГТС (и значительную часть восточноевропейских членов ЕС) без работы. Давление со стороны Украины, Польши и государств Балтии привело к тому, что в Брюсселе все же засомневались в кристальной чистоте намерений «Газпрома» построить еще один газопровод в водах в Балтийском моря, и заговорили о намерении продолжать сотрудничество с Украиной. Однако всякий раз, когда ЕС заявляет о необходимости подписания нового транзитного контракта, возникает вопрос: кто с кем и о чем должен договариваться? Что именно имела ввиду канцлер Германии Ангела Меркель, когда утверждала, что Германия выступает за сохранения транзита через Украину даже после запуска «Северного потока-2»? Как конкретно в Европе представляют договоренности Украины со страной-агрессором, когда на Донбассе не стихают обстрелы, Минский процесс заблокирован, Крым оккупирован Россией, а теперь еще и совершен прямой акт войны со стороны ВС РФ против судов военно-морских сил Украины?

Переговоры такого рода, о котором идет речь, – процесс, как правило, не публичный. До тех пор, пока подробности и детали не согласованы сторонами, их не принято обсуждать в прессе. Однако наш конкретный случай является уникальным. На протяжении 25 лет схема поставок российского газа через Украину в Европу выглядела так: потребители газа в странах ЕС заключали с «Газпромом» договора о поставках определенных объемов газа с точками приема газа (включая таможенное оформление и контроль качества) на западной границе Украины – с Польшей, Словакией, Румынией, Венгрией. При этом транзит газа по территории Украины европейским потребителям гарантировала Россия, она же договаривалась о тарифах и осуществляла платежи. До 2006 года такие гарантии, переговоры и платежи осуществлялись на основе межгосударственных соглашений, а после – на основе договоров между субъектами хозяйствования – «Нафтогазом» и «Газпромом». Эти «транзитные контракты», как и договора на поставку газа, на протяжении многих лет служили источником не только транзитных платежей, но и коррупции, обвинений в сторону Украины в воровстве газа, политического влияния России на Украину. Все это должно закончится в 2019 году. Однако Украина хочет сохранить транзит (это приносит нашей стране около 2 млрд. евро в год), европейцы намерены и дальше покупать российский газ, а «Северный поток-2» еще не построен и точно не будет введен в эксплуатацию в 2020 году (если вообще когда-либо будет). К тому же на территории Германии не готов принимающий газопровод «EUGAL», да и «Северный поток-1» работает с перебоями. Германия, которая вопреки аргументам и здравому смыслу настаивает на строительстве «Северного потока-2», не может просто так отмахнуться от политической составляющей этого проекта (обход территории Украины), сколько бы заявлений о «чисто коммерческом характере» упомянутой трубы не говорили немецкие политики и бизнесмены. Отсюда и заявление госпожи Меркель о том, что «транзит газа через Украину нужно сохранить».

Чего хочет Германия – того хочет ЕС. В уходящем году Еврокомиссия инициировала трехсторонние переговоры, и вот именно в этот момент возник вопрос – кто с кем и о чем должен их вести. С политической точки зрения единственно возможный формат подобных переговоров, если речь идет о долгосрочном контракте, – это переговоры о транзите российского газа по территории Украины между Брюсселем и Киевом с точками приема российского газа европейскими потребителями на восточной границе Украины. Во-первых, Украина является стороной Договора об Энергетическом Сообществе и Энергетической хартии, то есть, де-юре, фактически интегрирована в «энергетическое» пространство ЕС. Во-вторых, совершенно непонятно каким это образом субъекты хозяйствования Украины и России будут подписывать долговременные контракты, если межгосударственные отношения фактически заморожены, прекращается действие десятков двусторонних договоров, а агрессия против Украины не ослабевает. В-третьих, необходимо устранить из газового сектора Украины остатки коррупционного и политического влияния РФ. «Транзитный договор» с Брюсселем создаст предпосылки для интеграции украинской ГТС в европейские сети и повысит заинтересованность европейских операторов в работе с Украиной, уменьшит их вовлеченность в «Северный поток-2». Возможно, де-факто включение украинской ГТС в европейские сети позволит привлечь новых поставщиков газа на украинский рынок и сделать цены на газ рыночными, а не директивными. Даже если для заключения подобного договора нужно будет снизить тарифы – на такой шаг стоит идти. Крайне важно также, что перенос точек приема газа на восточную границу Украины существенно повлияет на позицию РФ по Донбассу. Европейцы вряд ли будут спокойно смотреть, как работает путинский «военторг» вблизи газоизмерительных станций, через которые проходит уже не российский, а их, европейский, газ. Продолжение транзита российского газа по заявкам «Газпрома», как это осуществляется сегодня, может продолжаться только во временном режиме, на основе конкретных заявок на прокачку, до того момента, как будет подписан транзитный договор Украина-ЕС.

Время играет на нашей стороне. По сути, это не «Нафтогаз» должен инициировать переговоры по транзиту, а «Газпром», который ранее гарантировал своим европейским потребителям доставку газа на территорию ЕС, а теперь, вследствие безумств Кремля, оказался не в состоянии выполнять свои обязательства. В Европе растет понимание того, что «Газпром» становится ненадежным поставщиком, и в экспертной среде все чаще звучат цифры в 200 млрд. куб. метров незадействованного потенциала европейских терминалов по регазификации сжиженного газа. В случае необходимости Катар и США вполне могут помочь европейским потребителям снизить зависимость от России, а сможет ли «Газпром» затем вернуть доверие покупателей остается под вопросом. Тем временем и Украина должна выполнить свою домашнюю работу. Интерконнектор с Польшей необходимо построить и запустить в эксплуатацию, а также провести переговоры с Румынией, где обнаружились избытки газа. В случае увеличения объемов азербайджанского газа в газопроводе ТАНАП можно было бы изучить и вопрос о реверсе «Балканского маршрута», который, скорее всего, «высохнет» уже в следующем году после запуска «Турецкого потока». Ну а до тех пор Украину ждут трехсторонние переговоры. Это реальный шанс укрепить наше сотрудничество с ЕС в стратегическом для сторон секторе энергетики, который очень не хотелось бы упустить.