/Трансфертная цена

Трансфертная цена

Трансфертная цена — это цена, используемая внутри корпорации при расчетах между ее самостоятельными подразделениями для отнесения затрат на определенные центры прибыли. При расчете показателей, оценивающих работу отдельных центров ответственности, добавляется величина трансфертной цены, которую получает одно подразделение при продаже своего продукта другому. В целом по банку оценка результатов его деятельности остается прежней, так как на уровне центра консолидации доходы одних подразделений и расходы других нейтрализуются.

Специфика трансфертного ценообразования в коммерческих банках состоит в том, что ресурсы, поступающие в банк, обезличены и перераспределяются внутри банка в зависимости от потребностей конкретного периода. При этом они все имеют разную цену, и понять, по какой цене в итоге получены средства тем или иным подразделением, сложно, что порождает трудности в определении эффективности различных операций.

Решить эту проблему можно только с помощью правильного определения трансфертной цены или цены перевода средств для всех ресурсов банка. Отсутствие механизма установления такой цены для банка делает затруднительным расчет внутренней прибыльности подразделения. Кроме того, возникает множество споров о статусе центров привлечения ресурсов, поскольку у них присутствует затратная часть и нет доходной и, наоборот, подразделения по размещению средств имею доходы, но не несут затрат по используемым ресурсам.

Если подразделения по привлечению ресурсов не рассматривать как центры прибыли, то сложно управлять процессом образования цен по внутрибанковским ресурсам, а следовательно, держать под контролем уровень процентной маржи.