/Драки адвокатов и срывы заседаний: что нужно знать о том, как Янукович затягивал суд

Драки адвокатов и срывы заседаний: что нужно знать о том, как Янукович затягивал суд

5 декабря 2018 года года закончился заочный суд на экс-президентом Украины Виктором Януковичем, которого обвиняют, кроме прочего, в государственной измене. В 10:30 утра судьи удалились в совещательную комнату для принятия решения: приговор будет оглашен уже на следующем заседании суда.

Позади почти два года процесса и около сотни судебных заседаний, на которых были заслушаны свидетельские показания высокопоставленных госчиновников, от секретаря СНБО Александра Турчинова до главы МВД Арсена Авакова.

Дело о госизмене на два триллиона
Дело Виктора Януковича было передано в суд представителями военной прокуратуры еще 12 марта 2017 года. Это был первый судебный процесс над президентом (в этом случае – бывшим) украинского государства. Военный прокурор Руслан Кравченко, который представлял на процессе сторону обвинения, перечислил, в чем именно подозревается Янукович. А именно: в государственной измене, пособничестве в умышленных действиях, направленных на изменение конституционного строя и изменение государственных границ Украины представителями власти РФ, а также пособничестве в умышленных действиях в осуществлении агрессивной войны против Украины.

«Во время осуществления специального досудебного расследования нами были собраны неоспоримые и объективные обоснованные доказательства, которых, по мнению стороны обвинения, достаточно для доказательства вины Януковича. Это показания более 50 свидетелей, вещественные доказательства, документы, выводы экспертов, видео- и фотодоказательства», – заявил Руслан Кравченко.

Януковича, в частности, обвиняют в том, что 1 марта 2014 года он для легализации действий представителей власти РФ и агрессивной войны составил и подписал так называемое «письмо Путину» – обращение к президенту РФ с просьбой ввести войска на территорию Украины. По утверждению самого Путина, благодаря этому документу Совет федерации дал зеленый свет для оккупации Крыма.

Заочный судебный процесс был назначен на 4 мая 2017 года. На предварительном слушании суд разрешил онлайн-видеотрансляцию заседаний дела Януковича на Youtube-канал генеральной прокуратуры, защита экс-президента не возражала.

А вот дальше начались первые сложности. Ростовский облсуд РФ отказался организовывать видеосвязь под тем предлогом, что там не получали официального обращения Оболонского райсуда Киева для оказания помощи в организации видеосвязи с Януковичем. Чего Оболонский райсуд элементарно не мог себе позволить – по правовым соображениям.

«В рамках этого уголовного производства обращение к российскому суду невозможно, поскольку дело касается госизмены Януковича в пользу РФ», – сказал судья.

Таким образом, суд отказался от участия Януковича в судебном процессе по видеосвязи. Эта история стала первым сигналом того, что обвиняемый и его защита сделают все для того, чтобы затянуть процесс как можно дольше.

Кстати о защите. Один из основных спикеров по делу Януковича – адвокат Виталий Сердюк, был нанят беглым экс-президентом в числе первых. В дальнейшем Янукович наймет еще шестерых адвокатов, которых будет периодически увольнять. Постоянная ротация как платных адвокатов, так и регулярные отказы от государственных защитников, а также неявка нанятых адвокатов на заседания суда станут основной тактикой Януковича по затягиванию дела.

Первое заседание было назначено на 26 июня, а 29 Июня 2017 года в суде зачитали обвинения Януковичу. Так, согласно обвинительному акту, экс-гаранту вменяют пособничество в аннексии Россией Крыма и военной агрессии против Украины.

Как говорится в тексте обвинения, после побега в феврале 2014 года в Россию, Янукович вступил в сговор с властями России для получения преференций и дальнейшего проживания на территории России.

Также указывается, что Россия использовала Януковича, как она считала в то время, все еще «действующего президента», для «законности» присутствия войск РФ в Украине, с просьбой о чем и обратился экс-гарант с письмом к президенту России Владимиру Путину 1 марта того же года.

«Умышленными и противоправными действиями Янукович предоставил иностранному государству помощь против своего государства, а также способствовал ведению агрессивной войны», – сказал прокурор.

Общие убытки, которые Украина получила от действий экс-президента, по мнению прокуроров, составили 1 триллион 800 миллиардов 352 миллиона гривен.

Госадвоката Януковича не пустили к нему охранники
В ответ на столь серьезные обвинения защита беглого экс-президента нанесла ответный удар: на очередном заседании суда 6 июля адвокаты Януковича подали в Генпрокуратуру заявление о «государственном перевороте».

«В нем (заявлении) будут непосредственно изложены все события, будут допрашиваться те самые лица, которые не пожелали прийти, в том числе и господин Луценко (генеральный прокурор Юрий Луценко – Ред.)», – рассказал Виталий Сердюк.

По словам адвоката, в этом письме, лично подписанном Януковичем, прямо обвиняется министр внутренних дел Арсен Аваков, мэр Киева Виталий Кличко, экс-глава СБУ Валентин Наливайченко, председатель Верховной Рады Андрей Парубий, народный депутат фракции «Народный фронт» Сергей Пашинский, секретарь СНБО Александр Турчинов, лидер партии ВО «Свобода» Олег Тягнибок, экс-премьер Украины Арсений Яценюк и другие официальные и ответственные лица, причастные к тогдашним событиям.

Но «ход конем» не сработал: 11 июля 2017 года начальник департамента специальных расследований Генеральной прокуратуры Сергей Горбатюк заявил, что ГПУ не будет рассматривать заявление бывшего президента страны Виктора Януковича о государственном перевороте в рамках отдельного уголовного дела.

«Заявление приобщено к делу об убийствах правоохранителей во время «майдана» и в дело по преступлениям против активистов «майдана» относительно других неустановленных лиц», – заявил Горбатюк.

После этого экс-гарант затеял чехарду с адвокатами. Он заявил, что отказывается от защиты (хотя Виталий Сердюк продолжит представлять его интересы в суде), после чего Киевский региональный центр по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи назначил ему нового адвоката, Виталия Мешечко. Госадвокат отказался защищать беглого экс-президента уже через месяц, и Янукович получил нового государственного адвоката только 21 Августа 2017 года: им стал Максим Герасько. Герасько отметил, что уже встречался с предыдущим защитником бывшего президента. По его словам, «дело достаточно перспективное».

5 октября новый адвокат отправился на встречу со своим подзащитным в Россию, но там его постигло форменное фиаско: госадвокат не смог попасть к Януковичу. По словам Максима Герасько, он не смог встретиться с экс-президентом в Ростове-на-Дону, поскольку охранники ему сказали, что Януковича нет дома, он куда-то уехал. Адвокат назвал такую ситуацию нарушением права на защиту.

Эта анекдотическая история не прошла Герасько даром: 25 октября 2017 года стало известно, что госадвокат был отстранен судом. Об этом сообщила пресс-секретарь генпрокурора Лариса Сарган в своем Facebook.

«Оболонский районный суд Киева принял решение об отстранении государственного адвоката М. Герасько в деле о госизмене экс-президента Януковича», – написала она.

Следующим государственным адвокатом был назначен Игорь Ляшенко.

А 17 ноября стало известно, что Генпрокуратура вызывает Януковича на допрос: бывший президент должен явиться к следователю Генеральной прокуратуры 22 ноября для проведения следственных действий. Повестка была обнародована на сайте Генпрокуратуры.

Янукович рассказал о письме Путину, а Добкин – о связях Януковича с Ярошем
После череды бесконечных переносов судебных заседаний (как правило, по причине неявки нанятых адвокатов) самым ярким событием стала пресс-конференция беглого экс-гаранта. Так, пока в Киеве выслушивали свидетелей, сам обвиняемый решил выступить 2 марта перед журналистами в Москве. На пресс-конференции Янукович рассказал о пресловутом письме Путину и захвате Россией Крыма.

В частности, Янукович заявил, что писал российскому президенту не письмо о вводе войск в Украину, а обращение с предложением провести консультации по ситуации в Украине.

«Путину я написал не письмо, я обращение. Я написал Путину обращение такое же, как написал 22 февраля в Донецке, обращение к трем государствам-подписантам мирного соглашения. И аналогичное письмо я написал президенту России Путину Владимиру Владимировичу. Только разница была в том, что в этом обращении я ссылался не на мирное соглашение, которое было подписано гарантами трех государств европейских, а на договор о дружбе и взаимопомощи, который был между Украины и Россией. И я предложил провести консультации согласно положениям этого договора», – рассказал экс-гарант.

Кроме того, Янукович выразил недовольство судом по его делу о госизмене: экс-президент уверен, что его права нарушаются.

«Уже около года у меня нет возможности принимать участие в процессе, в котором меня пытаются обвинять. Я хотел бы высказать свое предостережение следователям и прокурорам, вовлеченным в этот политический процесс. За все свои незаконные действия вы понесете ответственность по закону», – пригрозил Янукович.

Пользователи сети, само собой, язвительно высмеяли пресс-конференцию.

Тем временем суд и защита обменивались взаимными ударами. 11 Апреля 2018 года стало известно, что суд по делу Януковича снова сорван – и снова из-за отсутствия адвокатов на заседаниях. Пресс-секретарь генпрокурора Лариса Сарган сообщила в Facebook, что таким образом было сорвано 13 заседаний.

«На сегодняшнее судебное заседание по делу о госизмене Януковича снова не явилась сторона защиты. Суд вынужден был констатировать, что защита таким образом сорвала уже 13 судебных заседаний. На 11-12 апреля суд планировал допрос менее 10 свидетелей со стороны защиты. В суд сегодня прибыл свидетель Кобылинский, однако сторона защиты проигнорировала судебное заседание из-за командировки в Москве. Следующее заседание вынужденно перенесен на 18 апреля 2018 в 10.00 утра», – написала она.

В свою очередь адвокат Виталий Сердюк заявил, что защитники экс-гаранта сейчас находятся в России и объяснил, почему.

«Находимся тут, потому что суд решил на нас возложить функции почтальона и возложить функции Минюста, которые должны осуществлять вызов свидетелей. Мы видим, что суд не заинтересован в заслушивании наших свидетелей и делает все, чтобы такие допросы не состоялись. После того, как суд вручил нам пачку повесток для свидетелей, вместо того, чтобы вызывать их лично, мы вынуждены были заниматься этой работой, а не проводить допрос руководителя охранной фирмы, который был очевидцем того, как захватывали Межигорье», – рассказал он.

Между тем, в деле появились два очень любопытных свидетеля. 18 марта 2018 стало известно, что экс-премьер Николай Азаров хочет дать показания по делу Януковича. Одна беда – боится приезжать в Киев.

«Я не имею возможности прибыть непосредственно в Оболонский суд Киева для дачи показаний в связи с преследованием меня на территории Украины по политическим мотивам… Кроме того, я регулярно получаю в свой адрес и адрес моих близких от неизвестных угрозы о физическом уничтожение и считаю, что в Украине существует опасность для моей жизни», – говорится в заявлении Азарова.

А 2 апреля изъявил желание дать показания по делу Януковича народный депутат Михаил Добкин.

Как сообщил Добкин во время допроса 18 апреля, после бегства из Киева в Харьков экс-президент Виктор Янукович связывался по телефону с лидером «Правого сектора» Дмитрием Ярошем относительно ситуации вокруг штурма Межигорья в феврале 2014 года.

«После непродолжительного времени ему передали трубку и он разговаривал, как я понял, с Дмитрием Ярошем и говорил о каких-то договоренностях, которые были по поводу того, что здание Межигорья не будут штурмовать. Прошло где-то полчаса и была информация о попытке штурма и захвата Межигорья. Вопрос снялся, потому что люди до Межигорья так и не дошли», – рассказал Михаил Добкин на суде.

Кстати, как сообщил на допросе по этому же делу экс-охранник бывшего президента Олесь Шаран, именно Добкин выделил Януковичу автомобиль для бегства.

Игры адвокатов
Все лето 2018 года прошло в чехарде меняющихся адвокатов, что только затягивало рассмотрение дела. В августе 2018 года новым государственным защитником стал Виктор Овсянников, но уже через пару недель Овсянникова сменил Юрий Рябовол. Несмотря на то, что Янукович по традиции отказался от услуг очередного госадвоката, Рябовол продолжал участвовать в заседаниях.

Ситуация достигла своего пика 16 августа, когда в суде по делу Януковича адвокаты устроили потасовку с полицией.

Уже на следующий день, 17 августа, на адвокатов Януковича завели «дело» по статье 397 Уголовного кодекса («Вмешательство в деятельность защитника или представителя лица»).

В ответ группа платных адвокатов Януковича нанимает еще одного адвоката – американца Стивена Шнибаума, чтобы он защищал уже их интересы: защита экс-президента считает себя пострадавшей от действий полиции во время потасовки в суде.

«Мы находимся сейчас здесь как потерпевшие от преступных действий правоохранительной системы, включая Оболонский районный суд, управление полиции, ГПУ и администрацию президента Украины, вследствие которых был 16 августа 2018 года издан противоправный приказ полиции судом председательствующим судьей Девятко применить силу против нас как адвокатов, которые на то время участвовали в соответствующих событиях», – заявил Виталий Сердюк.

Стивен Шнибаум пытался даже толкнуть речь, но судья не дал ему слова.

15 лет для экс-президента
Между тем, пока защита экс-гаранта упражнялась в искусстве кулачных боев, 16 августа прокуроры Главной военной прокуратуры Украины Руслан Кравченко и Максим Крым завершили выступление в судебных дебатах. Прокуратура просит для Януковича 15 лет тюрьмы. По традиции, выступление прокуроров постоянно перебивали адвокаты с требованиями рассмотреть ходатайство об отводе всего состава суда.

18 сентября 2018 года суд назвал дату выступления Януковича с «последним словом» – в 10 часов утра 12 октября. По словам одного из адвокатов Александра Байдыка, Янукович охотно согласился выступить перед судом в режиме видео-конференции, но в действительности ни обвиняемый, ни его защита не собирались отступать от избранной стратегии поведения.

Никаких документальных подтверждений травмы экс-президента суд так и не получил, хотя по заверению адвоката Александра Горошинского, дела обстоят настолько плохо, что Януковича хотят отправить на лечение в Израиль.

Также, несмотря на заверения адвокатов, что Янукович выступит с «последним словом» вне зависимости от состояния здоровья, видеоконференция с экс-гарантом так и не состоялась. По словам судьи Владислава Девятко, последнего слова уже не будет: суд готовится озвучить приговор. Судьи удалились в совещательную комнату для принятия решения. О дате оглашения приговора будет объявлено позднее.

«Януковичу предоставлялись все возможности прибыть на судебное заседание или участвовать в заседаниях через видеоконференцию. В частности, последнее слово Януковича назначалось на 12, 23 октября и 19 ноября. Без уважительных причин на связь он не вышел. Суд убеждает стороны обвинения и защиты, что такая позиция Януковича принята судом, никакого предвзятого отношения к нему у суда не возникло. По установленным обстоятельствам, принимая во внимание, что право Януковича на защиту было реализовано в полной мере, суд удаляется в совещательную комнату для принятия окончательного решения судом первой инстанции по данному делу», – сказал судья.

Какой смысл выносить приговор гражданину, которого вряд ли удастся привлечь к ответственности согласно этого самого приговора, объяснил генпрокурор Юрий Луценко: у Януковича отберут все, если признают виновным.

«В чем смысл заочных процессов осуждения? Прежде всего, приговор в отношении гражданина, который не находится на территории Украины, имеет не только моральное, но и материальное значение. Материальное – если суд признает кого-то из них виновным в особо тяжких преступлениях – происходит конфискация всего известного имущества на территории Украины и за ее пределами. Если даже через некоторое время такое имущество будет найдено – оно также будет подлежать конфискации, поэтому такие процессы очень важны и в материальном плане. Поэтому этот процесс так старательно затягивается, с моей точки зрения, защитой Януковича», – заявил Луценко.