/Без икры, но с водкой и мандаринами: как украинцы отпраздновали Новый год

Без икры, но с водкой и мандаринами: как украинцы отпраздновали Новый год

Нынешнее празднование Нового года стало для украинцев одним из самых экономных. Во всяком случае, так уверяют в супермаркетах и бутиках. Там в один голос говорят, что их ожидания на праздничный ажиотаж не оправдались.

Информация о том, что в некоторых городах люди накануне Нового года просто атаковали торговые центры и сметали с прилавков все, что видели, разлетелась по соцсетям. Но, как отмечают эксперты, слухи слишком преувеличены — ажиотаж, если и был, то лишь в отдельных магазинах. «Даже по количеству использованной пиротехники можно судить о том, с каким настроением люди встречали Новый год. Было куплено рекордно низкое количество фейерверков. Аналогичная ситуация и с праздничным угощением — украинцы покупали обычные, недорогие продукты», — рассказывает «Вестям» генеральный директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.

Даже икра, традиционный атрибут новогоднего стола, оказалась невостребованной. «Один из производителей сразу после Нового года признался, что не ожидал такого низкого спроса, притом, что среди его продукции есть и недорогие виды икры. И теперь, чтобы не закрывать производство, которое развивалось долгие годы, они будут вынуждены искать другой формат — создавать собственную розницу. Это печально, потому что они хотели бы заниматься только производством, а не реализацией. И то же самое мы видим по другим группам товаров», — продолжает Алексей Дорошенко.

По его словам, единственный товар, который шел нарасхват, — это овощи и фрукты, особенно мандарины. Что касается напитков, то брали в основном экономкласс. «К тому же все, кто занимался элитными сортами, ушли с рынка уже давно. Импортеры либо закрыли свои представительства, либо прекратили завозить дорогие марки. Даже люди, которые имеют деньги, покупали алкогольные напитки за 200–300 грн: в приоритете была водка, а из вин брали в основном сладкие и по акциям», — отметил Дорошенко. Основываясь на этом, он сделал пессимистичный вывод: «Похоже, люди у нас уже думают так: даже если встретишь Новый год хорошо, все равно проживешь его как получится».

Скидки не помогли
Не оправдались надежды на хорошую прибыль и во многих ТРЦ, в которых заманивали покупателей скидками до 50% и более. «В «черную пятницу» мы продали намного больше товара, чем перед Новым годом, хотя и были скидки до 50%. Ожидания не оправдались, покупателей почти не было. Брали на подарки недорогие мелочи, и все», — рассказывает «Вестям» сотрудница одного из спортивных магазинов.

В одном из магазинов посуды признались, что кассу не перевыполнили, как в предыдущем году. Покупатели выискивали акционные или отбракованные мелкие бытовые предметы: силиконовые прихватки, оригинальные крышки и прочую кухонную утварь в пределах 100 грн. Зато в лавке, торгующей самодельным мылом, и в парфюмерных магазинах признались, что довольны как никогда. «Да, предновогоднего ажиотажа, такого как год назад, в торговых точках не наблюдалось. Традиционно кассу только делали супермаркеты, а вот промтоварные магазины этим похвастаться не могут. Ожидания не оправдались», — сказал «Вестям» директор по развитию бизнеса UTG Сергей Заика.

Ездили по стране
Можно было бы предположить, что свои накопления украинцы решили потратить на поездки, но и это, как рассказал нам председатель Всеукраинской ассоциации туроператоров Игорь Голубаха, не так. Разве что, по его словам, был рост внутреннего туризма, то есть по стране. «То, что был рост, можно судить по дополнительным поездам «Укрзализныци», наши граждане перемещались по всей стране. Что касается горнолыжного отдыха, традиционно выбирали Австрию и другие курорты, но без ажиотажа. Как всегда, пользовался популярностью отдых в Египте как самый бюджетный морской», — подтвердил Игорь Голубаха. Правда, у туроператоров, в отличие от ретейла, и завышенных ожиданий не было.

А вот рестораторы накануне Нового года остались в плюсе. По оценкам генерального директора компании «Ресторанный консалтинг» Ольги Насоновой, в этом году киевские компании потратили на празднования на 20% больше по сравнению с прошлым годом — около 150 млн грн. «В среднем в каждом столичном заведении проводилось по два-три корпоратива в неделю», — говорит она. Но при этом отмечали бюджетно. Как рассказал «Вестям» креативный директор агентства Quest Event Network Виталий Зорин, киевские компании потратили на проведение праздника 1,5–2 тыс. грн на человека, с учетом аренды зала, еды, напитков, развлекательной программы и подарков для участников конкурсов. Это меньше, чем в докризисном 2013 году.