/Сила красоты

Сила красоты

Но уже подступили вплотную к старой застройке то здесь, то там панельные многоэтажки. В лучшем случае отдельные здания, «имеющие историческую и архитектурную ценность» (как будто не может быть памятником Цельная градостроительная структура, каковой является сама старинная улица), свезут и поставят в одном месте.

Правда, это будет скорее выставка картинных домиков, а не живой организм русского города. Однако не о сносе сегодня речь, хотя проблема эта острейшая, — ведь по сути один год из каждых пяти домостроители работают только на компенсацию квадратных метров жилья, пущенных под нож бульдозера, клинбабу, а то и просто под спичку.

Наш разговор — об архитектуре нового жилища в городах и селах, где новоселами становятся в среднем десять миллионов человек в год. Казалось бы, еще недавно мы восхищались московскими Черемушками и их копиями в других местах.

А сегодня думаем, как бы от них похитрее избавиться. И не только потому, что возводили пятиэтажки на короткое время.

Меняется наше отношение к архитектуре — материально-пространственной среде нашего труда, быта и отдыха, к классической триаде Витрувия, лежащей в основе зодчества: польза-прочность-красота. Путь в город для многих нынешних горожан начинался с деревенской избы многодетной семьи, далее — студенческое или рабочее общежитие, армейская казарма, комната в коммунальной или якобы частной квартире.

Наконец, отдельная квартира. Особенно на предпоследней стадии, когда человек уже обзавелся семьей, велика тяга заиметь пусть небольшое, пусть в панельном доме, но благоустроенное, с удобствами, «свое» жилище.

Как имеют эту тягу сегодня и обитатели улиц-сонат в Томске, потому что слишком много сил им надо тратить на автономное поддержание минимального комфорта в своих домах-красавцах.

И владельцы «самостроев» близ некоторых поселков строителей, где даже минимального комфорта подчас нет. Но приходится ждать, несмотря на большие масштабы жилищного строительства в нашей стране.