На заседаниях коллегий министерств не раз замечал, что немало руководителей предприятий и республиканских министерств выступают как бы по единой схеме. Справка о сделанном, покаяние в срыве плана плюс просьба выделить дополнительно материалы, технику, фонд зарплаты. Ну и в заключение — приложим все силы…
Зато когда слово брал министр из Белоруссии Н. Архипец (нынче заместитель председателя Госснаба), у всех ушки на макушке.
Тот не столько каялся и просил, сколько анализировал просчеты аппарата союзного министерства, а значит и самого министра. Словом, ломал обычную иерархическую структуру, когда власть в хозяйственных делах распространяется в одном направлении — сверху вниз.
Стратегические цели социалистического общества нуждаются в работнике нового типа.
Минули времена, когда сверху надо было указывать не только что делать, но и как делать.
С ростом уровня образования растет и жажда сделать свой труд более творческим. А значит, и стремление каким-то образом контролировать качество поступающих на места решений, воздействовать на их содержание.
Но каким образом? Один из путей подсказывает уже упоминавшийся ранее опыт треста № 18 Главмособлстроя.
Скажем, при тресте создается хозяйственный совет.
Его председателем не обязательно должен быть руководитель треста. В качестве членов в совет входят все руководители СМУ и других нижестоящих подразделений и руководитель главка.
Далее, в аналогичный совет при главке входят все управляющие трестами плюс один из заместителей министра.
Это так называемая кольцевая структура.
Она приводит к тому, что каждый руководитель является членом совета, перед которым он отчитывается, членом совета, которому подотчетен его непосредственный начальник, и членом совета, который контролирует его непосредственных подчиненных. Советы не подменяют руководителей.
Они лишь оценивают их работу, обладая правом освобождать от должности и определяют общую стратегию организации. Как молодые побеги срубленного дерева пробиваются сквозь асфальт, так и отдельные элементы описанной здесь в общих чертах кольцевой организационной структуры стихийно возникают то здесь, то там.