/Прочь из ТВ. Куда уходит реклама и деньги

Прочь из ТВ. Куда уходит реклама и деньги

Общий объем рекламного рынка в 2019 году составил $1,26 млрд. Интернет-сегмент вырос на 10%, ТВ-сегмент — на 9,2%

Объем рынка онлайн-рекламы в Украине по итогам 2019 года достиг $647 млн, что почти на 74% больше, чем собрало телевидение — $372 млн. Эти цифры приведены в отчете Всемирного рекламного исследовательского центра (WARC), отслеживающего ситуацию почти в сотне стран, пишет журнал НВ.

По данным WARC, общий объем рекламного рынка в Украине в 2019 году составил $1,26 млрд, и это прирост на 9,5% в сравнении с 2018 годом. Интернет-сегмент вырос на 10%, ТВ-сегмент на 9,2%.

Теперь доля диджитала в украинском «рекламном пироге» превысила половину, добравшись до отметки 51,4%. Аналогичный среднеевропейский показатель у интернет-рекламы ниже — 45,2%.

Как отмечает издание, впервые реклама в интернете обогнала телевизионную три года назад. За 2017 год, согласно данным WARC ее объем подскочил сразу в 3,8 раза — до $ 466,2 млн, тогда как у ТВ этот показатель составил $ 275,5 млн при заметно меньшем росте — около 24%.

В прошлом году доля поискового бюджета в общем объеме украинского интернет-рынка составила 56%, или около $362 млн. По прогнозам исполнительного директора Interactive advertising bureau Ukraine (IAB) Анастасии Байдаченко, в 2020‑м она вырастет до 59%.

«Очень низкий порог входа: не нужно иметь большой бюджет, не нужно обращаться в рекламное агентство, чтобы разместиться в поисковике, — поясняет природу этого феномена исполнительный директор IAB. — К тому же и стоимость креатива в поисковиках минимальна: можно даже неподвижную картинку поставить».

Рост «поисковой» категории происходит в первую очередь за счет увеличения числа обращений с мобильных устройств, говорит Дмитрий Шоломко, директор по бизнес-операциям Google в Восточной Европе. И подобное — мировая тенденция, ведь прибавки запросов, направленных со стационарных устройств, нет уже несколько лет.

Рекламодатели стали фокусироваться на потребностях владельцев смартфонов и планшетов: все рекламные ролики теперь снимают с прицелом на просмотр на мобильном.

Кроме того, по словам Байдаченко, интернет-реклама растет благодаря не только тысячам малых и средних предпринимателей со своей google-активностью, но и крупным компаниям. Их  привлекает возможность достучаться до конкретной аудитории, что в случае с традиционными носителями сделать трудно.

Еще одна причина роста интернет-рекламы — места для размещения рекламы в интернете с каждым годом становится все больше: его генерируют сами пользователи, размещая видео­ролики в YouТube или создавая контент в соцсетях.

На руку такой рекламе также тот факт, что диджитал подорожал менее прочих носителей. По данным исследовательской компании KWENDI, в 2019 году цены на размещение в YouТube в среднем выросли на 19%, в Facebook и Instagram — на 20%, а прямые размещения на мобильных платформах, в том числе и в приложениях, прибавили 23%.

В то же время стоимость рекламы на внешних носителях прибавила 51−66%, трансляция роликов на телевидении в среднем подорожала на 58% за год. А со спонсоров передач в 2019 году ТВ-каналы брали на 44% больше, чем в 2018‑м.

Нынешняя «инфляция» телецен стала, по данным ВРК, самой заметной за последние 10 лет. Поэтому часть клиентов пересмотрели свою политику и сократили число брендов, которые имеют рекламную поддержку. А некоторые и вовсе отказались от ТВ-размещения.