/Как нынешний кризис скажется на мировой экономике

Как нынешний кризис скажется на мировой экономике

Некоторое время назад я прилетел в «Шереметьево» и на паспортном контроле впервые за несколько десятков лет не увидел ни одного человека. Напротив моего офиса у входа в торговый центр обычно много народу – сейчас там нет никого. На Красной площади исчезли толпы туристов. Все это будет иметь экономические последствия. Какие – мы пока не можем точно сказать. 

Пришел и победил

Кризис, связанный с коронавирусом, обладает, на мой взгляд, всеми свойствами идеального шторма. Первое – пришел неожиданно. Никто к нему не был готов, он свалился как снег на голову.

Второе – пришел непонятно откуда. Рано или поздно о происхождении вируса станет известно, но сегодня у нас нет этой информации, и поэтому мы не скоро узнаем, как с ним справляться.

Третье свойство кризиса – его всеобщность.

Он коснулся всех. И капиталистов, и коммунистов, и спортсменов, и алкоголиков. Пострадали и фондовые рынки, и финансовые, и сырьевые. Бизнесы крупные и мелкие, высокотехнологичные и отсталые. Это может показаться даже забавным: появились сообщения, что Китай очистился от смога, который производили нетехнологичные компании. Но одновременно упали продажи передовой техники. 

Кризис затронул все секторы экономики, все компании, независимо от их технологической продвинутости, ценового сегмента и ориентированности на конечного потребителя. Приостанавливают работу производства, не ходят поезда, не летают самолеты. 

Двойной удар

В 2019 г. многие говорили, что мировая экономика находится на грани рецессии. Так проявляется закон цикличности: после фазы подъема должна наступить фаза торможения. На этом переломе весь прошлый год находились мировые рынки, и с этим торможением весь год мировые центробанки успешно боролись. Борьба должна была продолжиться, но новый год начался с идеального шторма. Кризис пришел на хорошо подготовленную почву. Экономика была готова к циклическому кризису, но тут случился идеальный шторм, который уронил всех в яму. 

Сегодня можно сказать, что эти два кризиса срезонируют и усилят друг друга. В этом году торможение мировой экономики остановить вряд ли удастся, и после стабилизации ситуации с коронавирусом мы ясно увидим очертания общемирового циклического кризиса. Он может срезать темпы роста мировой экономики в два раза и привести к довольно заметному снижению темпов роста китайской (ниже 6%) и европейской (близко к нулю) экономики. Точнее сказать невозможно, потому что мы не понимаем, на каком этапе кризиса мы находимся – начальном, срединном или конечном. 

Что будет дальше

Те, кто принимает решения, конечно, обеспокоены ситуацией и понимают, что нужно что-то делать. Первыми отреагировали центробанки – денежную политику тем или иным способом смягчили США, Китай, Япония, другие страны, и Россия, скорее всего, последует за всеми. 

Правительства тоже принимают меры, вводят контроль за движением медицинских товаров, за ценами, за импортом. Правительство Гонконга решило раздавать деньги населению, чтобы оно наконец вышло на улицы и начало что-то покупать. Стимулировать экономическую активность – это правильно. 

К сожалению, с усилением волатильности следующим шагом будет поведение по принципу «каждый за себя». Во время кризиса многие страны становятся экономическими эгоистами, закрывают границы, ужесточают требования и т. д.