/Сведения о головке блока цилиндров. Как ее выбирать

Сведения о головке блока цилиндров. Как ее выбирать

На блок цилиндров двигателей внутреннего сгорания устанавливается запорный элемент. Его называют головкой. Она создает камеру сгорания и служит своеобразным щитом, предохраняющим цилиндры от негативного воздействия. Внутри головки находятся важные компоненты, такие как свечи зажигания или форсунки. Она является неотъемлемой частью мотора, но, как и все детали, подвержена износу. Чтобы провести ее замену, необходимо знать о некоторых нюансах, о которых расскажем далее.

Технологические тонкости

На легковых автомобилях используется головка блок цилиндров, основу которой составляет алюминиевый сплав. На грузовиках, тракторах, комбайнах и других тяжелых машинах с дизельным двигателем такая конфигурация не эффективна. Там устанавливается ГБЦ из устойчивого к агрессивной среде литого чугуна. Ее конструкция предусматривает каналы для коммуникации рабочих жидкостей, масла и газов; отверстия для крепежных элементов, в качестве которых используются:

  • гайки;
  • шпильки;
  • шайбы;
  • силовые болты.

При монтаже головки блока цилиндра следует руководствоваться рекомендациями изготовителя. В работе используется ключ. Важными ее пунктами являются последовательность действий, усилие с которым осуществляется затягивание, а также угол поворота. Учитывая эти факторы, процесс лучше доверить специалистам.

Если на чугунной головке блока цилиндров присутствуют клапанные седла, перед установкой они проходят процедуру запрессовки. Без опытного мастера здесь не обойтись, поскольку она осуществляется с использованием паров жидкого азота. Некомпетентное обращение с этим материалом приводит к тяжелым последствиям. Установка таких элементов, как вихрекамера или клапанные втулки осуществляется методом натяга.

Для герметичности газовых стыков используются прокладки. Они делаются из разных материалов, но на чугунных головках для сельхозтехники лучше приобрести детали, изготовленные из мягкого железа. При покупке необходимо обращать внимание на выступающие поршни ГБЦ, ориентируясь на них подбирать толщину. Если показатель превышает положенный по технологии, это приводит к стуку в моторе при его работе. При меньшей толщине есть риск снижения мощности двигателя.

На что обращать внимание при выборе

Головка блока цилиндров с воздушным охлаждением используется на тракторах, культиваторах, бензопилах и другой технике. Большинство деталей изготавливаются из силумина, поскольку у этого материала хорошая теплопроводность. Однако для тракторов используются чугунные версии. На ГБЦ воздушного типа отсутствует рубашка охлаждения. Вместо нее предусмотрено оребрение, являющееся важной внешней характеристикой.

ГБЦ нижнеклапанного двигателя устанавливается на автомобили ЗИЛ-157, ГАЗ-А или ГАЗ-51. Она характеризуется простотой конструкции, но применяется очень редко. Дело в том, что нижнеклапанные моторы в настоящее время почти не используются, поскольку они малоэкономичны. Грузовиков, на которых она может быть эффективной, осталось не так много, и если они еще эксплуатируются, им выгоднее сделать тюнинг двигателя.

Особенность верхнеклапанной головки в том, что есть возможность ее индивидуального подбора для каждого отдельного цилиндра из блока. Привод клапанов в данной конфигурации обеспечивается посредством штанг от распределительного вала. В то же время верхнеклапанная головка бывает и общей. При этом цилиндры, на которых она используется, могут располагаться в 1 или 2 ряда, от чего зависит и схема привода клапанов: от штанг задействуется 1 или 2 верхних распредвала. Обозначается это, соответственно, OHC и DOHC.

На сельскохозяйственной технике, самосвалах, тракторах, используются индивидуальные ГБЦ. Во-первых, монтаж таких конструкций прост. Во-вторых, при небольшом количестве оборотов, снижаются инерционные силы. В целом, индивидуальные конфигурации – самые выгодные. Дело в том, что общие ГБЦ, взаимодействующие с одним распредвалом, управляют максимум четырьмя (а чаще двумя) клапанами на один цилиндр. Их недостаток – сложная и затратная по времени разборка. Головки, работающие с двумя верхними распредвалами, свободно управляют четырьмя клапанами на один цилиндр и обеспечивают приток масла к гидрокомпенсаторам. Но при такой конструкции необходима установка зубчатого ремня на привод валов.